Это было уже давно, так что то что было написано под ярким впечатлением я выкладываю, но закончить я вряд ли когда-нибудь соберусь. Разве что освежу воспоминания, чего буду всячески избегать
читать дальше[Вчера побывал на этом замечательном мероприятии. Если бы я это говорил вслух, то фраза бы просто сочилась сарказмом.
Попал я туда случайно – позвал один знакомый русский, и кто ж знал что я подписываюсь на четыре часа психологической и физической пытки.
Я вам так скажу – настоящая чайная церемония, это для сильных духом и телом ( особенно ногами и попой).
Происходило все в частном доме, хозяюшка, к которой обращались “сенсей”, женщина шестьдесят лет с копейками. Остальной контингент был – пяток обаа-чан, примерно одного возраста с сенсеем, пара молодоженов, два иностранца (то бишь русских) и одна женщина очень средних лет.
Церемония была все-таки не совсем формальная и из одежды обязательными были только белые тапочки носки. Сенсей была одета в кимоно.
После того как все поприветствовали друг друга и представились, надо пройти в комнату. Точнее надо в нее вползти и именно с этого момента вы начинаете передвигаться словно у вас парализовало обе ноги, а на инвалидную коляску денег не наскребли. Описываю процесс перемещения: исходная позиция – сидя на коленках, та самая очень формальная и очень неудобная поза. Для перемещения упираетесь на обе руки, слегка приподымаетесь и подволакиваете ноги ( все еще согнутые в коленях) на сантиметров двадцать вперед. Повторять начиная с первой позиции пока не достигнете точки назначения. Думаете это сложно? Ха, ха и еще раз ха! Попробуйте теперь ползти обратно, но разворачиваясь, а просто пятясь задом. Принцип тот же.
Итак, перед порогом комнаты вы садитесь на колени, кланяетесь, желательно стукнуться лбом об пол для пущей вежливости, после чего ползете внутрь. Комната для чайной церемонии обустроена в классическом стиле – татами, раздвижные двери и все дела. Комната кажется маленькой – десять человек с трудом размещаются полукругом, но поползав пару раз туда-сюда, вы уже будете уверены что она не просто большая, а слишком большая.
Перед началом чайной церемонии надо сесть полюбоваться на токонома – нишу в стене с композицией, соответствующей времени года. Там вешается какое-нибудь изречение, картина, ставится икебана и курильница. Во вчерашней токонома на свиток с фоном из голубых волн призван напоминать о прохладе, пара баклажанов намекают о том, что сейчас сезон этих овощей, а к лунному зайцу я еще вернусь чуть дальше. Смысла икебаны и изречения моя не понимать, хотя сенсей и объясняла значение каждого предмета, но мои знания японского продолжают пребывать в зачаточном состоянии.
Честно говоря за те десять минут что мы сидели перед это самой токонома, мой лимит выносливости для сидения на коленках исчерпался, и дальше я при каждом удобном случае норовил сесть набок, чтобы хоть чуть-чуть почувствовать ноги. Мое восхищение сенсеем безгранично, по-моему это самая сложная часть во всей церемонии – сидеть в официальной позе на протяжении четырех часов.
После токонома наступает время приветствия. Перед каждым человеком лежит сложенный веер, сенсей обращается к каждому со словами приветствия. Смысл примерно один и тот же – как хорошо что вы пришли, радость-то какая, не судите строго, чем богаты, тем и рады. Отвечать положено в той же манере – что вы, что вы, отнеситесь снисходительно, меня в детстве уронили головой об землю и с тех самых пор с чайной церемонией у меня нелады. Но даже я, ничтожный червь, могу оценить красоту этого места и восхищен вашим искусством, сенсей.
Сенсей сидит в окружении чашек, тарелок со сладостями и различных приспособлений. Особо стоит выделить: жаровню-бинкакэ (??), чайник-тэцубин (??), шкатулка с чаем и бамбуковой палочкой-черпалкой, несколько наборов глиняных чашек, бамбуковый венчик. Конечно, там было что-то еще, что я не углядел.
Первым по кругу пускается блюдо со сладостями. Последний человек в кругу берет это блюдо и ставит перед первым, но не слишком близко – на татами, соседнее с тем где сидит человек. Кстати, по этикету блюда, чашки, да и вообще любые предметы не принято ставить на черные тканевые полоски-границы. Первый перемещает блюдо так, чтобы оно находилось посередине между ним и вторым. И говорит соседу “Osakini shitsureishimasu/chodai itashimasu”=”Извините, что я вперед вас влез”. Но цирк еще не окончен! Блюдо перемещается напротив себя, и сенсею положено сказать…]
На этом повествование обрывается